Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кардибская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО на педагогическом совете от 30 августа 2020 г. Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Кардибская СОШ» ___________Абдулхалимов Р. «02» 09. 2020г. Приказ №____ Программа развития МКОУ «Кардибская СОШ» Гиндиб Содержание 1. Паспорт программы развития 2. Аннотация программы развития 3. Информационная справка о школе 3.1. Общая характеристика образовательной организации и условий её функционирования 3.2. Количественно – качественные характеристики ученического коллектива 3.3. Структура управления МКОУ «Кардибская СОШ» 3.4.Условия осуществления образовательного процесса 3.5. Кадровое обеспечение 3.6. Режим обучения. Организация питания. Обеспечение безопасности 3.7. Организация образовательного процесса в школе 3.8. Особенности воспитательного процесса 3.9. SWOT – анализ оценки уровня развития школы 4. Проблемно – ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития 5. Концепция развития 4.1. Миссия школы 4.2. Модель выпускника 6. Стратегия и направления реализации программы 6.1. Этапы реализации программы 6.2. Содержание проектов Проект «Качество. Доступность» Проект «Профессиональная компетентность педагога» Проект «Параллельная реальность» Проект «Родитель+» Проект «Школа – территория здоровья» 7. Возможные риски реализации программы 8. Оценка эффективности реализации программы развития 2 1. Паспорт программы развития Наименование Программы Программа развития МКОУ «Кардибская СОШ» на 2020 – 2023 гг Нормативно – правовое Программа развития опирается на принципы обеспечение программы государственной и региональной политики в сфере образования, соотносится с приоритетами и стратегическими задачами, выделенными в государственных документах федерального и регионального уровней: – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; – Федеральный государственный образовательный стандарт, начального, общего, среднего основного образования; – Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014, № 295; – Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015, №497; – Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.03, 2015 № 996-р; – Устав МКОУ «Кардибская СОШ» Сроки реализации 2020-2023 годы программы 2020-2021 гг. - организационно-прогностический Разработка нормативной базы (программ, локальных актов) и механизма реализации основных направлений программы, отдельных проектов. Информационная деятельность, направленная на популяризацию программы. Привлечение внешних партнеров, заинтересованных в развитии школы, разработка механизма комплексного взаимодействия с образовательными и культурными учреждениями района и республики, общественными и коммерческими организациями, государственными структурами. 2021-2022 гг. - проектно-деятельностной Проведение мероприятий, направленных на реализацию программы. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Развитие внешнего взаимодействия школы с социальными партнерами, органами местного самоуправления с целью оптимизации образовательного процесса. Промежуточная оценка результатов реализации ведущих направлений и идей программы, анализ внутренних и внешних рисков, внесение корректив. 2022 – 2023 гг.- заключительно-обобщающий этап Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности программы. Подведение итогов и системное осмысление результатов реализации программы, выявление инновационного потенциала дальнейшего развития школы; постановка задач нового уровня 3 Цель Создание организационно – педагогических, научно – методических и психолого – педагогических условий, обеспечивающих каждому учащемуся: - интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое развитие личности; - раскрытие его творческого потенциала; - формирование ключевых компетентностей; - сохранение и укрепление здоровья школьников путем обновления структуры и содержания образования; развитие практической направленности образовательных программ через совершенствование информационно – образовательной среды ОО Задачи 1. Достижение учащимися базового государственного образовательного стандарта по всем предметам учебного плана. 2. Совершенствование содержания и структуры образования, форм обучения, технологий и методов обучения в связи с введением ФГОС начального и основного и среднего общего образования. 3. Развитие личностных интеллектуальных и творческих способностей учащихся, выявление и поддержка мотивированных детей в учебном процессе и внеурочной деятельности. 4. Совершенствование воспитательной работы, согласованность всех служб сопровождения, с целью эффективной социализации личности обучающихся. 5. Создание условий для профессионального совершенствования педагогов. 6. Создание комфортной здоровьесберегающей образовательной среды в ОО. 7. Активизация родительской общественности к творчеству через участие в школьных проектах различной направленности. 1.Обеспечение гарантий и конституционных прав на равное получение образования, равных стартовых возможностей через равенство доступа к качественному образованию. 2.Формирование нравственно-этических ценностей у обучающихся, обеспечивающих адаптированность к социальным процессам, ответственность за собственное благосостояние и благосостояние общества; формирование практических умений в области социальных отношений. 3. Развитие личностных интеллектуальных и творческих способностей учащихся, создание условий для работы с мотивированными детьми. 4.Формирование информационной культуры учащихся, которая является важнейшим фактором успешной учебной, самообразовательной и профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в современном обществе. 5. Формирование и развитие кадрового потенциала, соответствующего современным тенденциям развития Ожидаемые результаты 4 Разработчики программы Источники финансирования Система организации контроля за выполнением программы Руководитель программы общества. 6. Расширение участия всех субъектов образовательных отношений в деятельности школы Администрация и педагогический коллектив МКОУ «Кардибская СОШ» 1. Средства федерального бюджета; 2. Средства субъекта Российской Федерации; 3. Дополнительные привлечённые средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования) 1. Ежегодный мониторинг реализации программы по выделенным направлениям программы. 2. Публичный отчет (ежегодно) на сайте школы. 3. Отчеты о реализации основных направлений и отдельных проектов программы на педагогических советах Абдулхалимов Р. Х.., директор МКОУ «Кардибская СОШ» 5 2. Аннотация программы развития Программа перспективного развития МКОУ «Кардибская СОШ» на 2020-2023 годы (далее Программа) является основой для организации образовательной и воспитательной деятельности и предназначена для дальнейшего совершенствования и развития образовательного процесса в школе. Программа определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития образовательной организации, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений. Программа является стратегическим документом, отражающим основные ориентиры современной государственной политики в области образования с учетом особенностей развития системы образования города и района. Программа строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития школы всех заинтересованных в этом субъектов образовательных отношений. Программа включает основные направления развития школы. Программа содержит краткий анализ образовательной ситуации в школе, характеристику важнейших проблем развития, стратегические установки дальнейшего преобразования, мероприятия по реализации стратегии развития, правовое, организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение развития системы образования в школе. Разработка Программы развития проводилась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов школы. При подготовке настоящей программы также учитывались ключевые положения реализуемой школой образовательной программы. 6 3. Информационная справка о школе 3.1.Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кардибская СОШ» состоит из одного здания. Тип здания:1 здание– трехэтажное, где расположены все учебные кабинеты. Количество учащихся: на момент утверждения программы развития – 42 человек. Сменность: 1 смена с 9:00 до 14:00 учебные занятия (уроки). Режим работы: - шестидневная учебная неделя с 5 по 11 классы. - пятидневная учебная неделя с 1по 4 классы. Общеобразовательная организация действует на основании: • Лицензии №6455 от 07 сентября 2012 • Аккредитация № 5722 от 11 апреля 2014 года • Устава школы Юридический адрес: 368523, Республика Дагестан, Тляратинский район, село Гиндиб Фактический адрес: 368423, Республика Дагестан, Тляратинский район, село Гиндиб Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Тляратинский район». Директор: Абдулхалимов Расул Хабибович Заявленные образовательные программы: • • • Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование 3.2.Количественно – качественные характеристики ученического коллектива 3.3.Динамика количества классов и учащихся: Кол-во классов Кол-во учащихся 2018-2019 9 43 2019-2020 9 45 7 2020-2021 9 42 2021- 2022 3.3. Структура управления МКОУ «Кардибская СОШ» Структура административных органов школы • • • • • УВР – учебно-воспитательная работа ВР - воспитательная работа ТСО – технические средства обслуживания ШМО – школьное методическое объединение РДШ – российское движение школьников Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с основными задачами школы выстраивается система управления образовательным процессом: Высший уровень управления • Учредитель - Администрация Тляратинский район – Отдел образования Первый уровень управления - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ • • • • Директор школы: Абдулхалимов Расул Хабибович Совет школы Педагогический совет Общее собрание трудового коллектива Второй уровень управления- ТАКТИЧЕСКИЙ • • • Заместитель директора по УВР: Давудов Гаджиясулов Магомедович Заместитель директора по ВР: Салихов Тажудин Салихович Заведующая библиотекой: Гитинова Зенфира Гасангусейновна Третий уровень управления - ОПЕРАТИВНЫЙ • • • • Методический совет школы МО учителей-предметников Педагогические кадры Технический персонал Четвёртый уровень управления – САМОУПРАВЛЕНИЕ • • • Ученический совет школы Общешкольное собрание учащихся Совет РДШ Деятельность коллектива и работников школы определяется Уставом образовательной организации и локальными актами. 8 3.4. Условия осуществления образовательного процесса Школа функционирует в 3-х этажном здании, построенном в 1986 году. Школа располагает 11 учебными кабинетами, компьютерным классом, библиотекой, спортивным залом, столовой. Книжный фонд библиотеки - 867 Экземпляра. Учебной литературой учащиеся школы обеспечены полностью в соответствии с существующими требованиями. Ежегодно в школе проводится косметический ремонт учебных кабинетов и служебных помещений. 3.5. Кадровое обеспечение Школа укомплектована квалифицированными кадрами. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты. Непрерывность профессионального развития работников образовательной организации, реализующего основную образовательную программу, обеспечивается освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. Управленческий персонал составляет 3 человека: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. Руководитель образовательной организации не имеет квалификационную категорию, пройдена переподготовка по направлению «Менеджмент и экономика», стаж руководящей работы в данном Учреждении – 16 лет. Количественно-качественные характеристики педагогического состава В школе работает опытный высококвалифицированный педагогический коллектив. Всего педагогического состава: 14 чел. 3.6. Режим обучения. Организация питания. Обеспечение безопасности Режим обучения Учебный процесс начинается в 9:00. Среднее количество уроков в день 4-6. Продолжительность уроков 45 минут. Продолжительность учебной недели для обучающихся 1 класса:- пятидневная учебная неделя 1 класс. - шестидневная учебная неделя со 2 по 11 классы. Начало учебного года - 1 сентября. Продолжительность учебного года: − для учащихся 1-х классов - 33 недели; − для учащихся 2-4 классов – 34 недели; − для учащихся 5-8 классов – 35 недель (включая учебную практику) из них учебных недели -34; − для учащихся 9 классов – 37 недель (включая ГИА) из них 34 учебных недели; − для учащихся 10 классов – 34 недели; 9 − для учащихся 11 классов – 37 недель (включая Государственную Итоговую аттестацию) из них учебных недели. -34. Обеспечение полноценного питания На базе школы организовано бесплатное горячее питание для учащихся 1-4 классов. Для учащихся, не получающих бесплатное питание, организованы платные завтраки и обеды. Дополнительно у детей есть возможность покупать в буфете горячий чай, сок, булочки, первые и вторые блюда. Питание учащихся находится под постоянным контролем школьной комиссии по контролю за организацией питания. Питание в ОО происходит организованно, по расписанию. Хорошая организация горячего питания положительно влияет на процесс обучения и помогает успешно овладевать знаниями. .Система безопасности школы представляет собой • • • • Созданный приказом директора ОО штаб из числа сотрудников в количестве 5 человек для решения вопросов по противодействию терроризму и экстремизму. Поэтажные планы эвакуации. Программа безопасности включает работу с учащимися, педагогическим коллективом, родителями, сотрудниками охраны; работу в дни проведения общешкольных мероприятий. Схема оповещения личного состава учащихся и сотрудников школы при эвакуации. В результате работы школы по обеспечению условий безопасности участников образовательного процесса чрезвычайных ситуаций не возникало. 3.7. Организация образовательного процесса в школе Школа обеспечивает доступное начальное общее, основное общее, среднее общее образование учащихся. Соблюдаются требования Закона РФ «Об образовании» в части предоставления прав на бесплатное, доступное, качественное образование, защиты прав и свобод участников образовательного процесса. Основные приоритеты образовательного процесса в школе связаны с: формированием общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; содействием социализации личности учащихся и адаптации их к условиям современной жизни. Образовательный процесс организован по трем уровням обучения: 6.1. Первый уровень – начальное общее образование- направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Нормативный срок освоения 4 года. 10 Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. 6.2. Второй уровень – основное общее образование – направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Нормативный срок освоения 5 лет. Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования. 6.3. Третий уровень– среднее общее образование – направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Нормативный срок освоения 2 года. Среднее общее образование является основой для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Общее образование может быть получено вне ОО в форме семейного образования. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня. Для всех форм получения образования и всех форм обучения в рамках основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. При реализации общеобразовательных программ могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Содержание образования в ОО определяется образовательными программами, которые ОО самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует. ОО разрабатывает основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организация учебного процесса в ОО регламентируется: • учебным планом, разрабатываемым организацией самостоятельно; • годовым календарным учебным графиком; • расписанием занятий, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с санитарными правилами. Количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы общего образования. 11 Недельные учебные нагрузки учащихся определяются на основе действующих САНПиН Класс Максимально допустимая недельная нагрузка в часах 1 21 2–4 26 5 32 6 33 7 35 8-9 36 10 - 11 37 Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, организуется индивидуальное обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому, с элементами инклюзивного обучения. Основанием для организации такого обучения являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). 12 3.8. Особенности воспитательного процесса Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально педагогических проектов и работу следующих воспитательных направлений: учебнопознавательного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, досугового. Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребёнка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает: • корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин; • изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребёнка в учебном процессе; • ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания «гражданин», «патриот»; • создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребёнка в информационном пространстве школы. Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы. 3.9. SWOT - анализ оценки уровня развития школы Для полноценного и всестороннего развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. SWOT-анализ работы школы является итоговой формой такого анализа. Основным методом SWOT-анализа является работа всего педагогического коллектива школы. 13 SWOT-анализ Положительное влияние Отрицательное влияние ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА Сильные стороны Слабые стороны 1. Работа научного общества Имеющаяся система учащихся «Интеллект» (школьные НПК, внутришкольного мониторинга не участие в конкурсах и олимпиадах способствует повышению качества различного уровня). обучения. 2. Определенная структура Низкий уровень подготовки учащихся ученического самоуправления. к ГИА. 3. Тесная связь с родительской Инерция ряда родителей (законных общественностью (совместные представителей) к деятельностному мероприятия, привлечение родителей в участию в жизни школы. качестве экспертов на НПК, Недостаточная материально – родительские субботники, Дни открытых техническая база. дверей для родителей). 4. Готовность большинства педагогов к применению в учебном процессе новых педагогических технологий. ВНЕШНЯЯ СРЕДА 1. 2. 3. 4. Возможности Внедрение технологий дистанционного обучения. Снижение учебной нагрузки педагогов путем привлечения новых кадров (сетевое взаимодействие). Персонифицированная система повышения квалификации педагогов. Взаимодействие с родителями (законными представителями). 1. 2. 3. 4. Угрозы Основными критериями в оценке качества образования остаются результаты ГИА. Нехватка источников финансирования на процессы и проекты развития ОО. Отсутствие социальных партнеров. Формальный подход к обучению на курсах повышения квалификации. 4. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы её развития Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы как оптимальной в существующих условиях. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей образовательной организации. Это: - государство (Россия, Республика Дагестан, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; - учащиеся; 14 - их родители (законные представители); - педагогическое сообщество. С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления: - деятельностный подход к образованию; - оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся; - усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, её интеграции в мировую культуру; - введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся; - обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребёнка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника; - совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех уровнях обучения и государственно- общественной системы оценки качества образования; - информатизация образовательной практики, развитие коммуникативных компетенций выпускников как основы информационной культуры личности. Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательных отношений школы (учителями, учащимися, их родителями (законными представителями)). Они видят образовательную организацию как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательных отношений. Родители (законные представители) учащихся хотят, чтобы школа обеспечила: - возможность получения ребёнком качественного начального, основного общего и среднего образования; - качественную подготовку школьников к поступлению в образовательные организации высшего, среднего и начального профессионального образования; - начальную профессиональную подготовку учащихся среднего уровня; - интересный досуг детей; а также были созданы условия для: - удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; - развитие коммуникативных компетенций; - сохранения и укрепления здоровья детей. Учащиеся хотят, чтобы в школе: - было интересно учиться; - имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации; - была возможность получить качественное среднее образование и начальную 15 профессиональную подготовку; - имелись условия для освоения современных информационных технологий. Педагоги ожидают: - создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности; - улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса; - создание условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности. Учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа, и которые, по сути, определяют стратегические направления её развития. Таковыми являются: • Качественное и доступное образование; • Профессиональная компетентность педагога; • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; • Работа с родителями. 5. Концепция развития 5.1.Миссия школы При формировании концепции будущего нашей школы мы должны, прежде всего, уточнить своё понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательных отношений - учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов. Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста - это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательных отношений. В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам 16 добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программнометодического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы. Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются: 1. Идея качественного и доступного образования. 2. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий). 3. Идея построения школы как открытого информационного пространства. 4. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса. 5. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе. 6. Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. Компетенции выпускника могут быть разделены на предметные, метапредметные, личностные. Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности: духовность, гуманистическая направленность, толерантность; мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору; коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать; креативность, созидательность и конструктивность мышления. Таким образом, развитие школы ориентируется на создание организационнопедагогических условий для эффективного внедрения ФГОС открытого, которые максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и 17 эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности . 5.2. Модель выпускника Модель выпускника начальной школы Предметные 1 умеет наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с ними(по результатам наблюдения, опыта, работы с информацией); устно описывать объекты наблюдения; соотносить результаты с целью наблюдения; умеет выявлять с помощью сравнения отдельные признаки характерные для сопоставляемых предметов по общему признаку, различать целое и часть; умеет проводить простейшие измерения разными способами; использует соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач; умеет работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; умеет решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы, Метапредметные 2 работать умеет с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; владеет правильным и осознанным чтением вслух и про себя; умеет определять тему и главную мысль текста при его устном и письменном предъявлении; умеет строить монологическое высказывание; участвует в диалоге; умеет использовать простейшие логические выражения типа: «...и/или», «если, то ...», «не только, но и...»; умеет элементарно обосновывать высказанное суждение; владеет первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации: использует компьютер, проверяет необходимую информацию в словарях, каталоге библиотеки; представляет материал в табличном виде, упорядочивает информацию по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию) 18 Личностные 3 умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; умеет самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; умеет определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидит трудности; находит ошибки в работе, исправляет их; владеет учебным сотрудничеством: умеет договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности разыгрывать воображаемые Ситуации Модель выпускника основной школы использует для познания адекватно воспринимает умеет самостоятельно окружающего мира устную речь и способен организовать учебную различные методы передавать содержание деятельность (постановка (наблюдение, измерение, текста в сжатом или цели, планирование, опыт, эксперимент, развёрнутом виде в определение моделирование); соответствии с целью оптимального соотношения цели и умеет определять учебного задания; структуру объекта владеет осознанным средств); познания, находить и беглым чтением текстов владеет навыками стилей и контроля и оценки своей выделять значимые различных функциональные связи и жанров; деятельности, умеет отношения между частями проводит предвидеть возможные информационноцелого; последствия своих умеет разделять процессы смысловой анализ текста, действий, искать и при этом устранять на этапы, звенья; используя причины выделять характерные различные виды чтения возникших трудностей; причинно- следственные (ознакомительное, умеет оценивать свои просмотровое, связи; учебные достижения, определяет адекватные поисковое); поведение, черты своей способы решения учебной владеет монологической и личности, своё речью, физическое задачи на основе диалогической и заданных алгоритмов; умеет вступать в речевое эмоциональное состояние; комбинирует известные общение, участвовать в осознанно определяет алгоритмы деятельности в диалоге (понимать точку сферу своих интересов и собеседника, возможностей; ситуациях, не зрения признавать право на иное соблюдает предполагающих нормы стандартное применение мнение); поведения в окружающей умеет создавать среде, правила здорового одного из них; образа жизни; умеет сравнивать, письменные высказывания, адекватно владеет сопоставлять, умениями передающие квалифицировать, совместной деятельности; и объективно ранжировать объекты по прослушанную оценивает одному или нескольким прочитанную свой вклад в решение информацию с заданной общих задач коллектива; предложенным основаниям, критериям; степенью учитывает особенности умеет различать факты, свёрнутости(кратко, различного ролевого мнения, доказательства, выборочно, полно); поведения (лидер, гипотезы, аксиомы; умеет составлять план, подчинённый); конспект, оценивает исследует несложные тезисы, свою примеры, деятельность с точки практические ситуации, приводит подбирает аргументы, зрения выдвижения нравственных, выводы, правовых предположения, понимает формулирует норм, необходимость их отражает в устной или эстетических ценностей; письменной форме умеет использовать свои проверки на практике; своей права и выполнять свои использует практические результаты и лабораторные работы, деятельности; обязанности гражданина, перефразировать члена несложные эксперименты умеет общества и для доказательства мысль(объяснить «иными коллектива школы 19 выдвигаемых предложений; описывает результаты этих работ; умеет творчески решать учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения и самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвует в проектной деятельности словами»), выбирает и использует выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использует для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и другие базы данных Модель выпускника средней школы умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использует элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа; умеет исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирает критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвигает гипотезы, осуществляет их проверку, владеет приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умеет отвечать умеет искать нужную информации по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели; умеет переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирает знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; умеет, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить 20 понимает ценности образования как средства развития культуры личности; объективно оценивает свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки; умеет соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности: в постановке общей цели и определении средств её достижения, конструктивном восприятии иных мнений и идей, учёте индивидуальности партнёров по деятельности, объективном определении своего вклада в общий результат; умеет оценивать и корректировать своё поведение в окружающей на вопрос: «Что произойдёт, если...»; самостоятельно создаёт алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирует полученные результаты; умеет создавать собственные произведения с использованием мультимедийных технологий; использует разнообразные средства, умеет импровизировать доказательства; умеет выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью, свободно работает с текстами разных стилей, понимает их специфику; адекватно воспринимает язык средств массовой информации, владеет навыками редактирования, создания собственного текста; использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации, информации; умеет создавать базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владеет основными видами публичных выступлений, следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования; осознаёт свою национальность, социальную, конфессиональную принадлежность, толерантен; определяет собственное отношение к явлениям современной жизни; умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности 6.Стратегические направления реализации программы Основные направления Программы развития определены следующие: - обеспечение качества образования в условиях новых государственных требований к образованию; - развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании; изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта; - развитие открытой информационно - образовательной среды школы; - поддержка личностного интеллектуального развития школьников и раскрытие различных видов их одаренности через систему дополнительного образования; - совершенствование воспитательной системы школы с целью формирования этнокультурной, гражданской и общечеловеческой идентичности; - развитие системы здоровьесбережения и здоровьесозидания. 21 4.1.Этапы реализации программы 2020-2023 годы 2020-2021 гг. - организационно-прогностический Разработка нормативной базы (программ, локальных актов) и механизма реализации основных направлений программы, отдельных проектов. Информационная деятельность, направленная на популяризацию программы. Привлечение внешних партнеров, заинтересованных в развитии школы, разработка механизма комплексного взаимодействия с образовательными и культурными учреждениями района и города, общественными и коммерческими организациями, государственными структурами. 2021-2022 гг. - проектно-деятельностной Проведение мероприятий, направленных на реализацию программы. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Развитие внешнего взаимодействия школы с социальными партнерами, органами местного самоуправления с целью оптимизации образовательного процесса. Промежуточная оценка результатов реализации ведущих направлений и идей программы, анализ внутренних и внешних рисков, внесение корректив. 2022 – 2023 гг.- заключительно-обобщающий этап Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности программы. Подведение итогов и системное осмысление результатов реализации программы, выявление инновационного потенциала дальнейшего развития школы; постановка задач нового уровня. 22 4.2.Содержание проектов Проект «Качество. Доступность»: обеспечение доступного и качественного образования в условиях новых государственных требований к образованию Проблема качества образования и обеспечения равного доступа к нему для всех учащихся, вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей является одной из ключевых для современного образования. В Российской Федерации обеспечен высокий уровень охвата общим образованием. Однако все более заметными становятся различия в качестве образования, предоставляемого различными школами. Разницу в учебных результатах школ и учащихся можно объяснить, в том числе и социально-экономическими факторами. Определенные группы учеников обладают очевидными преимуществами для реализации своего потенциала. В то время как другие находятся в неблагоприятной стартовой ситуации. Причем социально-экономическое положение и образование родителей (законных представителей) становятся ведущими, определяющими факторами достижения ученика, а, следовательно, оказывают влияние на дальнейшую образовательную и жизненную траекторию. Обеспечение равных стартовых возможностей и доступности качественного образования для всех детей, обучающихся в школе, безусловно, является одной из приоритетных задач образовательнойорганизации. педагогического Однако, коллектива совершенствование и администрации качества школьного образования – это процесс, вклад в которой в равной мере вносят и педагоги, и учащиеся, и их родители (законные представители), поэтому основная идея этого проекта заключается в том, что достижение новых образовательных результатов возможно, если в школе осуществляется эффективное взаимодействие всех участников образовательныхотношений, направленное на совершенствование качества образования. Цель: создание целостного образовательного и развивающего пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности учащихся и достижение нового качества образования путем тесного взаимодействия всех участников образовательных отношений. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: 1. Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности. 2. Организация предметно-пространственной среды, способствующей реализации компетентностного подхода в обучении. 3. Повышение качества знаний учащихся за счет повышения качества преподавания и использования новых подходов к организации труда педагогов. 23 4. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей (законных представителей). 5. Развитие системы сетевого взаимодействия. Дорожная карта реализации проекта по основным направлениям деятельности Содержание деятельности Сроки Ответственные Плани уемый результат Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности Мониторинг учебной ежегодно Зам. директора Формирование группы деятельности учащихся по УВР учащихся, имеющих (интересов, степень Учителя затруднения в учебной удовлетворенности, деятельности затруднения и др.) Обеспечение оптимального 2020-2023 Учителя – Использование в использования в учебном предметники учебном процессе процессе современных новых образовательных технологий образовательных (ИКТ-технологии, проектная технологий. и исследовательская деятельность и др) и возможностей дистанционного обучения Обеспечение возможностей 2020-2023 Учителя Увеличение числа для участия учащихся в предметники учащихся, предметных и участвующих в очных альтернативных олимпиадах, и заочных конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках различного уровня конференциях, конкурсах различного уровня Разработка и внедрение в ежегодно Зам. директора Расширение спектра образовательный процесс по УВР факультативных и новых элективных курсов и элективных курсов интегрированных программ Организация совместной Классные Создание каждым работы с учащимися по руководители учащимся формированию и «Портфолио» или совершенствованию банка достижений структуры и содержания «Портфолио», банка достижений Организация предметно-пространственной среды, способствующей реализации компетентностного подхода в обучении Обновление УМК по По мере библиотекарь Обновление УМК предметам в соответствии с необходи требованиями ФГОС мости Модернизация библиотеки и 2020-2023 Ведущий Наличие в библиотеке медиатеки, систематическое библиотекарь учебной литературы в пополнение их фондов печатном и учебными материалами, в том электронном виде 24 числе в электронном виде Повышение качества знаний учащихся за счет повышения качества преподавания и использования новых подходов к организации труда педагогов Совершенствование 2020-2021 Зам. директора Создание единого контрольно-измерительных по УВР банка КИМ материалов качества Учителя – результатов обучения предметники учащихся в соответствии с требованиями ФГОС Совершенствование систем 2019-2020 Методический Создание единой оценивания знаний учащихся совет системы оценивания с использованием различных знаний учащихся по форм и методов оценивания, в учебным предметам том числе самооценки учащихся и педагогов Совершенствование 2020-2023 Руководители Система подготовки школьной системы ПО учащихся к подготовки учащихся к прохождению прохождению итоговой итоговой аттестации аттестации Разработка и внедрение 2020 Зам. директора внедрение школьной школьной системы 2021 по УВР системы мониторинга мониторинга качества знаний качества знаний учащихся учащихся Проведение методических 1 раз в 2 Методический Организация обменом недель учителей года совет опыта педагогами предметников Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебновоспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) Мониторинг социального ежегодно Зам. директора Учет результатов заказа к образовательной (май) по УВР мониторинга при организации планировании образовательной деятельности ОО Использование части ежегодно Зам. директора Использование учебного плана формируемой по УВР вариативной части участниками образовательных учебного плана на отношений для реализации реализацию большего количества индивидуальных индивидуальных маршрутов маршрутов учащихся учащихся Проведение диагностики 1 раз в Классные Корректировка интересов учащихся на год руководители образовательных разных уровнях обучения для маршрутов корректировки образовательных маршрутов Привлечение родителей В течение Зам. директора Тесное (законных представителей) к всего по ВР взаимодействие с проведению совместных периода родительской мероприятий (эксперты на общественностью 25 НПК, Совет учреждения, Попечительский совет) Развитие системы сетевого взаимодействия Проведение диагностики, Классные Планирование направленной на изучение руководители сетевого образовательных взаимодействия на потребностей и возможностей основе изученных обучающихся образовательных потребностей обучающихся Организация 2020-2023 Зам. директора Профориентация «профессиональных проб» по ВР учащихся 8, 9 классов Ожидаемые результаты: - качественное обновление содержания образования на всех уровнях обучения; - рост качества знаний учащихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования; - повышение уровня компетентности выпускников в условиях современного социальноэкономического развития; - обеспечение доступности качественного образования; - расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе; создание системы мониторинга деятельности образовательной организации по вопросам совершенствования качества образования; разработка и реализация механизма эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленного на совершенствование качества образования; повышение степени удовлетворенности основных потребителей образовательных услуг. 26 Проект «Профессиональная компетентность педагога» Реализации основных направлений программы развития школы, модернизация образовательного пространства ОО предполагает включение всего педагогического коллектива в инновационную работу, повышение профессиональной компетентности педагогов, участие в управлении отдельными направлениями и проектами. Должна претерпеть изменения роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Современный педагог должен уметь сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Новые задачи, стоящие перед школой, предъявляют и новые требования к педагогическим кадрам, среди которых: • наличие высокого уровня коммуникативной культуры, • способность к осуществлению коммуникации в режиме диалога; • способность к освоению современных достижений науки в своей предметной области; • способность к освоению современного педагогического опыта, его критической оценке и интеграции в свою педагогическую деятельность; • стремление к формированию и развитию личных креативных качеств; • способность к рефлексии; • сформированность информационно-коммуникационной компетенции; • наличие методологической культуры, в частности умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. Цель: повышение качества учебно-методического, кадрового обеспечения образовательного процесса. Задачи: 1. Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, моделирование ситуации успеха; 2. Обобщение, анализ и распространение инновационного педагогического опыта в различных формах; 3. Оказание методической помощи молодым специалистам (наставничество); 4. Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации. 27 Дорожная карта реализации проекта по основным направлениям деятельности Содержание деятельности Сроки Ответственные Планируемый результат Совершенствование методического уровня педагогов Изучение образовательных 2020 Зам. директора Информационный потребностей педагогов по УВР каталог Оказание профессиональной В течение Зам. директора Банк методических методической помощи через всего по УВР материалов семинары, консультации и др. периода виды занятий: - на базе ОО - в других ОО Внедрение новых форм 2020 Методический Изменение методической работы 2021 совет методической структуры Перспективный план ежегодно Зам. директора Курсовая подготовка повышения квалификации по УВР по плану Участие педагогов в ежегодно Зам. директора Приобретение конкурсах педагогического по УВР методического опыта мастерства различного уровня Разработка педагогами 2020-2023 Зам. директора Расширение спектра дистанционных курсов по УВР дистанционного обучения Проведение недели 1 раз в 2 Зам. директора Обмен опытом педагогического мастерства года по УВР Включение в практику работы ежегодно Зам. директора Повышение педагогического коллектива по УВР мотивации в нового поколения использовании новых электронных образовательных информационных ресурсов технологий Проведение обучающих ежегодно Зам. директора Повышение семинаров на базе по УВР квалификации образовательного учреждения Создание информационной ежегодно Зам. директора Расширение участия системы о проводимых по УВР педагогов в конкурсах конкурсах и грантах и грантах, в которых может принимать участие школа и отдельные педагоги Инновационнаядеятельность педагога Комплектование группы Август Методический Создание временной творческих учителей – 2020 совет творческой группы инноваторов (ВТГ) Освоение творческих 2020-2021 Учителя Методические подходов в работе учителя материалы Апробация инновационных 2019-2021 Учителя Повышение продуктов творческой мотивации учащихся к деятельности учителей в образовательному 28 системе урочной и внеурочной деятельности Методическое описание 2021 Учителя апробируемых проектов Представление результатов 2022 Учителя инновационной деятельности на педагогическом совете Публикация материалов 2021-2022 Учителя инновационной деятельности на педагогических сайтах Наставничество Организация помощи В течение Зам. директора начинающим педагогам в всего по УВР овладении педагогическим периода мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы Проведение опытными В течение Зам. директора педагогами «Мастер-классов» всего по УВР и открытых уроков периода процессу Создание проектов Обмен опытом Распространение опыта Создание школы молодого специалиста Повышение методической культуры молодого специалиста Становление молодого учителя как учителяпрофессионала Привлечение молодых В течение Зам. директора специалистов к подготовке и всего по УВР организации педсоветов, периода семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений Посещение уроков молодых В течение Учителя Методическое специалистов всего наставники сопровождение периода молодых специалистов Отслеживание результатов В течение Педагог Выявление работы молодого учителя, всего психолог затруднений в работе педагогическая диагностика периода молодых специалистов Организация разработки В течение Зам. директора Накопление молодыми специалистами всего по УВР методического дидактического материала, периода материала электронных учебных материалов и др. Самообразования и саморазвития педагогов Выявление уровня Сентябрь Зам. директора Уровень профессиональной по УВР профессиональной компетентности педагога компетентности Определение путей Октябрь Зам. директора Перспективный план совершенствования по УВР совершенствования профессиональной профессионального компетентности педагога мастерства Построение индивидуального Октябрь Педагоги Повышение качества маршрута совершенствования преподаваемого предмета Дистанционные курсы В течение Педагоги Повышение повышения квалификации, всего квалификации 29 конференции, семинары, периода олимпиады и конкурсы Общение и публикация В течение материалов в сетевых всего сообществах периода Прохождение аттестации По графику Индивидуальная работа по В течение самообразованию всего периода Педагоги Распространение педагогического опыта Педагоги Педагоги Формирование профессионального статуса педагога Ожидаемые результаты: – совершенствование профессионального мастерства педагогов ОО, обеспечивающее повышение эффективности и результативности образовательного процесса; – личностный рост педагогов и повышение степени их самореализация в профессиональной деятельности. Повышение самооценки педагогов; – формирование позитивного имиджа образовательной организации и повышение её конкурентоспособности; – обеспеченность образовательной организации квалифицированными педагогическими кадрами, в том числе, молодыми специалистами; – высокий уровень профессиональной компетентности и мобильность педагогов, позволяющий успешно решать задачи современного образования; – эффективная система комплексного научно-методического сопровождения образовательного процесса в ОО. 30 Проект «Параллельная реальность» Одним из основных критериев оценки деятельности современной школы является успешность ее выпускников во взрослой жизни, поэтому повышение мотивации учащихся к обучению, участию в социальной жизни, создание условий для самореализации школьников в различных видах деятельности, формирование различных видов компетентностей – вот основные задачи, на решение которых будет направлена деятельность педагогического коллектива в ближайшие годы. Следовательно, существует необходимость создания в школе условий для реализации творческого потенциала учащихся через включение их в различные виды деятельности, совершенствование системы ученического самоуправления, Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является школьное ученическое самоуправление. Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности. Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других. Цель: Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей; реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства. Задачи: 1. Создать условия для развития инициативной самостоятельной личности (школьное самоуправление). 2. Создать условия для проявления социального опыта учащихся (волонтерское движение); 3. Создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п. 31 Дорожная карта реализации проекта по основным направлениям деятельности Содержание деятельности Изучение потребностей и интересов школьников, их мнения о форме ученического самоуправления как механизме демократизации школы Сроки Ответственные Школьное самоуправление ежегодно Классные руководители Разработка школьной модели ученического самоуправления в общеобразовательной школе и ее включение в структуру ОО Разработка нормативноправовой базы школьного ученического самоуправления, регулирующей деятельность органа школьного ученического самоуправления. Формирование органов ученического самоуправления. Выбор направлений деятельности. Планирование работы Планируемый результат Формирование актива школы Февраль 2020 Зам. директора по ВР Модель ученического самоуправления Февраль 2020 Зам. директора по ВР Пакет актов ежегодно Зам. директора по ВР ежегодно Зам. директора по ВР Разработка системы мониторинга реализации Сентябрь проекта 2020 Зам. директора по ВР Учащиеся самостоятельно определяют цели и направление деятельности при консультативной помощи педагогов Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащимися самостоятельно Критерии и показатели результативности выбранной модели ученического самоуправления Аналитические материалы Реализация цели и задач органов ученического самоуправления. Деятельность по направлениям работы. Выполнение плана мероприятий. Подведение итогов 2021-2022 Зам. директора деятельности органов по ВР ученического самоуправления Волонтерское движение Организация инициативной 2021 Классные группы учащихся для участия руководители в волонтерском движении 32 локальных Создание волонтерского отряда Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта Разработка программы школьного пресс-центра. Цели, задачи, направления работы Теоретические и практические занятия с членами школьного волонтерского отряда 2020 Зам. директора по ВР Положение о Совете волонтеров 2020 Зам. директора по ВР Программа школьного волонтерского отряда. Название отряда 1 раз в четверть Классные руководители “Полезные и вредные Ежегодно привычки” игра для школьников младшего и среднего возраста Проведение тематических ежегодно часов «Влияние алкоголя на здоровье человека» для детей старшего возраста Проведение членами ежегодно волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!” Участие в акциях ЗОЖ ежегодно Классные руководители Получение теоретических и практических знаний членами волонтерского отряда Пропаганда ЗОЖ Мониторинг деятельности школьного волонтерского отряда Зам. директора по ВР 2021-2022 Классные руководители Пропаганда ЗОЖ Классные руководители Пропаганда ЗОЖ Классные руководители Приобретение опыта участия в муниципальных мероприятиях Результаты мониторинга Гражданская активность Участие в митинге Победы, ежегодно Классные конкурс живых картин руководители ко Дню Победы, участие в акциях «Звезда Ветерану», «Вахта памяти», «Бессмертный полк» Поисковая, ежегодно исследовательская, проектная работа с использованием материалов музея Организация экскурсий В течение года Участие в социальных проектах В течение в рамках сетевого года взаимодействия с социальными партнерами учитель истории Классные руководители Классные руководители 33 Возрастание интереса учащихся к истории прошлого Банк реферативных, проектных, исследовательских работ по темам Просветительская работа Повышение социальной активности учащихся Ожидаемые результаты: - модель ученического самоуправления как демократическая форма организации коллектива детей; -развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления; -новые формы взаимодействия учащихся и педагогов, основанные на принципе гуманности, взаимопонимания, приоритетности интересов учащихся; - выпуск школьной газеты (не реже 1 раза в месяц); - повышение социальной активности учащихся, вовлечение их в общественную жизнь школы; - саморазвитие личности ребенка, развития индивидуальных способностей и начальных профессиональных навыков учащихся в области журналистики; - повышение рейтинга школы в глазах родительской общественности, общественности района; - увеличение количества учащихся, вовлеченных в волонтерские отряды; - умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; - участие в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, муниципалитетом; - рост интереса воспитанников к сохранению истории школы, её традиций, идеалов; - привлечение учащихся школы к экскурсионной работе; - ведение учащимися поисковой работы; 34 Проект: «Родитель +» Обоснование проекта Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников. Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное психолого - педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя в нужном направлении воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения. Союз с родителями может быть установлен, если все стороны образовательных отношений осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы как педагоги, так и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своим опытом, знаниями. Немаловажно и то, что в родителях мы хотим видеть настоящих и искренних помощников, проявляющих к школе уважение и оказывающих ей поддержку. Мы считаем - от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха. Учащиеся, родители и педагоги – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления. Мониторинг воспитательного процесса позволяет сделать вывод, что на данный момент в ОУ выявлен ряд актуальных проблем: • снижение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы. • низкая творческая и интеллектуальная активность родителей и родительских комитетов классов. • низкий % посещаемости родительских собраний • низкий и ниже среднего педагогический и культурный уровень родителей. • недостаточная информатизация внутреннего пространства школы. Цель проекта: формировать активную позицию родителей, как участников образовательного процесса, через повышение психолого-педагогической компетентности родителей, с целью создания системы сотрудничества школы с семьей Задачи проекта 35 1. Привлечь родителей к работе школы 2. Создавать и организовать деятельность родительских общественных советов ( Попечительского совета, Совета Учреждения, Совета родителей, Ученого совета и т.д.) 3. Организовать социально-психологическое обучение родителей 4. Провести работу по активизации интереса родителей к школе и школьной жизни; 5. Активизировать родителей к творчеству через участие в школьных проектах различной направленности Целевая аудитория: • • • Родительская общественность Педагогические работники Учащиеся Дорожная карта реализации проекта по основным направлениям деятельности Название мероприятия Сроки Ответственные Ожидаемый результат проведения Первый этап – организационный 2020-2021 гг. Разработка 2021-2022 Заместитель Пакет локальных актов, локальных актов, учебный год директора по УВР родительской регулирующих общественности деятельность родительской общественности Выявление и 2021-2022 Заместитель Сформированы активы формирование учебный год директора по родителей по активов родителей по направлениям направлениям деятельности деятельности Обновление 2021-2022 Заместитель Изменена структура структуры учебный год директора по ВР взаимодействия родительского родительской общественности о ОО взаимодействия в ОО Прохождение курсов 2021-2022 Педагогические Повышение компетенции ПК учебный год работники педагогических работников Выявление индекса 2021-2022 Классные Определен индекс социального учебный год руководители социального благополучия благополучия ОО Второй этап – деятельностный 2020-2023 гг. Организация 2021-2023 год Заместитель Родительская деятельности директора по ВР общественность родительских самостоятельно общественных определяют цели и советов направление (Попечительского деятельности при 36 совета, Совета Учреждения, Совета родителей и т.д.). Выбор направления деятельности. Планирование. Изменение системы организации и проведения педагогических лекториев для родителей, с целью повышения уровня воспитательных возможностей семьи Организация и проведение традиционных школьных мероприятий, социальных акций с участием родительской общественности Организация и проведение конкурс на звание «Родительский коллектив года». консультативной помощи администрации ОО 2020-2023 учебный год Заместитель директора по ВР Классные руководители Новая система организации и проведения педагогических лекториев для родителей, а также повышение воспитательных возможностей семей 2020-2023 учебный год Классные руководители Повышение творческих возможностей родительской общественности 2020-2021 Заместитель директора по ВР Повышение социально статуса и имиджа активных родителей Третий этап – аналитический 2021-2022 гг Подведение итогов Заместитель Аналитические деятельности директора по ВР материалы. родительских Председатели общественных советов советов ( Попечительского совета, Совета Учреждения, Совета родителей, Ученого совета и т.д.). Создание Заместитель педагогических директора по ВР материалов для школьного сайта о проблемах и достижениях проекта 37 уровня Ожидаемые результаты: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Родительская общественность активные участники управления в ОО Созданы и функционируют родительские общественные советов (Попечительского совета, Совета Учреждения, Совета родителей и т.д.) Повышение уровня воспитательных возможностей семей , Организация социально-психологического обучения родителей Новые формы привлечения интереса родителей к школе и школьной жизни , основанные на основанные на принципах партнерства Повышение уровня активности родителей к творчеству через участие в школьных проектах различной направленности Удовлетворённость учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы Участие в выпуске родительской страницы школьной газеты и в социальных сетях 38 Проект «Школа-территория здоровья» Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Понятие «здоровье» состоит из нескольких компонентов: • Духовно-нравственное здоровье – сила духа и иерархия жизненных ценностей; • Психологическое здоровье – способность осознать себя личностью, способность к самоанализу, самопознанию, самовоспитанию, самоконтролю, планированию, прогнозированию, постановке целей, уровень самоуважения; • Интеллектуальное здоровье – отражает способность человека мыслить, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию; • Эмоциональное здоровье – эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, проявлять свои эмоции и управлять ими; • Социальное здоровье проявляется в умении адаптироваться к жизни социума; • Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме. В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в школе: профилактический, методический и формирование здоровой личности. Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, - сфера деятельности классных руководителей, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, технология и др. Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение обучающихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни. Третий подход - формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, проведение физкультминуток; развитие системы спортивных секций; вовлечение обучающихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями всех работников школы. Перед образовательной организацией стоит задача консолидации усилий всех участников образовательного процесса и местного сообщества, направленных на поддержку физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни и организацию досуговой деятельности. 39 Цель проекта: Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса. Задачи: 1. Формирование современной информационно-образовательной системы ОО. 2. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. 3.Организация профилактической работы. 4.Развитие внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности. Дорожная карта реализации проекта по основным направлениям деятельности Содержание деятельности Сроки Ответственные Планируемый результат Формирование современной информационно-образовательной системы ОО Диагностика состояния В течение Классные Повышение здоровья: всего руководители ответственности всех комплексная оценка периода субъектов состояния здоровья и образовательного физического развития процесса за заполнение паспорта сохранение здоровья здоровья классных окружающих коллективов; комплектование физкультурных групп Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе - физкультурные минутки и В течение Классные Наличие комфортной паузы на уроках; всего руководители психолого-подвижные перемены периода педагогической среды -зарядка до занятий, Классные часы по ЗОЖ по четвертям ежегодно Мониторинг: - «Здоровье обучающихся ОО» «Учебная нагрузка учащихся», -«Дозирование домашних заданий»; - «Создание комфортной образовательной среды»; -«Занятости обучающихся в спортивных секциях»; Обучение педагогических В течение работников (курсы всего повышения квалификации) периода здоровьесозидающим технологиям Классные руководители Классные руководители Система воспитательной деятельности по формированию ЗОЖ Зам. директора Внедрение по УВР, здоровьесозидающих руководители технологий методических объединений 40 Привлечение родителей к общешкольным оздоровительным мероприятиям Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП: - при составлении школьного расписания; - здоровьесберегающий подход к организации урока и перемены Обеспечение полноценного питания детей горячего Ежегодно классные ОрганизаторПовышение по руководители ВР, информированности классные родителей руководители В течение Зам.директора ЗаместительНаличие комфортной всего по УВРдиректора психологопо периода УВР педагогической среды В течение всего период а В течение всего период а Диспансеризация обучающихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года Организация профилактической работы Своевременное выявление и 2020-2023 усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения Проведение диагностических 2020-2023 исследований, направленных на определение склонности к вредным привычкам Уточнение банка данных об учащихся, имеющих вредные привычки. Реализация мер по раннему 2020-2022 выявлению потребителей наркотических средств и индивидуальной профилактической работе среди обучающихся Организация мероприятий, В направленных на борьбу течение с вредными привычками всего детей и молодежи, период профилактику наркомании а и алкоголизма Контроль успеваемости обучающихся и посещаемости, состоящих на Директор Директор, Увеличение доли Медицинский обучающихся школы, работник получающих горячее питание Медицинский работник Прогнозирование результатов, снижение заболеваемости классные руководители Укрепление здоровья обучающихся классные руководители Зам. директора Укрепление здоровья по ВР обучающихся Зам. директора по ВР, классные руководители Классные руководители 41 Система воспитательной деятельности учете Вовлечение обучающихся в классные спортивные и творческие руководители объединения дополнительного образования детей. Контроль внеурочной занятости детей, состоящих на учете. Посещение учебных занятий с классные целью определения руководители мотивации учащихся, состоящих на учете, к обучению Профконсультирование и классные оказание помощи в выборе руководители профессии или трудоустройстве выпускников Развитие внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности Организация уроков В течение Учителя Осуществление физической культуры с учебного физической индивидуального учётом мониторинга уровня года культуры подхода в работе с физического здоровья и обучающимися индивидуальных особенностей обучающихся Организация работы 2020-2023 Зам.директора Система спортивных секций; по УВР. воспитательной - общешкольных спортивных учителя деятельности по мероприятий; физической формированию ЗОЖ - Дни здоровья и спорта; культуры -Акции здоровья; Создание лекторской группы из числа учащихся и проведение бесед и лекций по классам на темы: «Утренняя гимнастика школьника», «Олимпийские игры», «Гигиена школьника». Выпуск информационного листка спортивных событий в школе; Педагогорганизатор, социальный педагог Привлечение волонтёров к работе по формированию ЗОЖ Ожидаемые результаты проекта: * построение современной информационно-образовательной системы; * наличие в ОО комфортной психолого-педагогической среды, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса; * наличие системы индивидуального сопровождения обучающихся третьей группы здоровья. * привитие навыка здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью: * наличие общей и оздоровительной инфраструктуры; 42 * внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий; *построение научно обоснованного учебного режима; *обеспечение двигательной активности обучающихся; *улучшение качества школьного питания (повышение охвата питания до 96 %); *совершенствование школьных интерьеров (оценивается по удовлетворенности участников образовательного процесса); 7.Возможные риски, возникающие при реализации программы При реализации Программы развития школы возможно возникновение различных рисков, требующих минимизации их последствий. Возможно возникновение неучтенных проблем при разработке данной Программы развития, требующих комплексного решения со стороны различных учреждений и субъектов образования, что не даст возможность реализовывать задачи образования в рамках отдельных направлений Программы развития в определенные в ней сроки. Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации программы развития школы: - финансово-экономические; - социальные. Финансово-экономические риски - сокращение предусмотренных бюджетных средств, что может вызвать отказ от решения ряда задач. Социальные риски - возможна социальная напряженность из-за недостатка информации о реализуемых мероприятиях школой, из-за разнонаправленных социальных интересов социальных групп. Меры управления возможными рисками: - мониторинг (социальные опросы); - открытость и подотчетность на всех уровнях управления школой; - научно-методическое и аналитико-прогностическое сопровождение; - информационное сопровождение. 8. Оценка эффективности реализации программы развития Механизм оценки эффективности Программы Оценка эффективности реализации Программы осуществляется заказчиком Программы администрацией школы ежегодно в течение всего срока реализации Программы на основе использования целевых индикаторов с целью обеспечения мониторинга динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период для уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы. Мониторинг развития будет проводиться по нескольким показателям. Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы (показатели) по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы. Оценивание будет проходить по результатам реализации этапов и проектов Программы развития (на основе достижения конкретных измеримых результатов), сопоставление – на основе 43 сравнения достижения результатов и темпов фактического развития ОУ с плановым и сравнение развития образования школы со школами района. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена удовлетворенностью родителей (законных представителей), учащихся качеством предоставляемых образовательнойорганизацией услуг и деятельностью администрации ОО. Показатели эффективности реализации Программы Повышение уровеня достижений учащихся в образовательном процессе: Процент успеваемости. Процент качества обученности. Процент учащихся, участвующих в предметных олимпиадах. Средний балл результатов итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ по предметам. Процент учащихся, участвующих в органах ученического самоуправления на уровне класса, школы. Повышение общественного рейтинга ОО и его востребованность: Степень удовлетворенности образовательным процессом родителями представителями). (законными Степень удовлетворенности образовательным процессом учащимися. Повышение количества материалов в средствах массовой информации различного уровня, касающихся работы школы. Процент посещаемости родительских собраний в классах. Количество посетителей сайта школы. Уровень мастерства учителей: Повышение количества и качества уроков, на которых используются творческие, исследовательские или проектные задания. Количество уроков с использованием инновационных педагогических технологий, в том числе ИКТ. Повышение рейтинга учителей по результатам опросов учащихся, родителей, коллег. Процент учителей, принимавших участие в открытых уроках, мастер-классах, семинарах, конференциях, конкурсах внутри школы и вне её. Качество управления системой образования в ОО: Степень координации положений Программы развития с мероприятиями годовых планов работы школы. Степень соответствия тематики педагогических советов, заседаний административного совета, МО теме Программы развития. Степень системности и сравнимости мониторинга промежуточных образовательных результатов. 44 Процент охвата основных видов деятельности школы качественным планированием. Степень соответствия документации школы нормативным требованиям. Количество и качество издательской продукции школы, сопровождающей работу по реализации Программы развитии. Включение в процесс управления всех участников образовательных отношений посредством организации органов ученического самоуправления и родительского соуправления. 45 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)